Виды холста

Виды холста

Существует множество основ для письма, но многие художники предпочитают для своих работ использовать холст.

Холст – это тканевое полотно, которое используют художники для написания картин. Но это не подразумевается какой-то конкретный материал – такое понятие считается общепринятым. Поэтому они могут отличаться по текстуре и плотности ткани, по способности противостоять внешним воздействиям и долговечности. При подборе материала художники должны учитывать не только его эстетические качества, но и характер будущей работы. 

Живопись на холсте: преимущества и недостатки

Ткань сравнительно молодая и не стандартно принятая основа для живописи, но уже успела себя зарекомендовать, и большинство художников предпочитают именно ее. Как и любые другие основы, холст обладает рядом преимуществ и недостатков:

  • Картины, написанные на холсте, очень удобны для транспортировки. Они легкие, без проблем вытаскиваются из подрамников, скручиваются в рулоны. Поэтому практичны в плане перевозки, что немаловажно, если картину планируется отправлять на иногородние выставки.
  • Главным недочетом в использовании является его небольшое противодействие внешним механическим и атмосферным воздействиям. Ее очень просто порезать или проколоть. А при температурных колебаниях или изменении влажности воздуха может пострадать слой краски.

Поэтому при выборе необходимо учитывать все достоинства и недостатки предполагаемой ткани. Широкий ассортимент художественных материалов, в том числе и холсты оптом, Вы можете купить в интернет магазине МАГ. Все для художников по низким ценам.

Какие бывают виды холста

В качестве основы для холста может быть использован материал, изготовленный из растительных, синтетических либо комбинированных волокон. Художники могут использовать разные варианты, однако, не все из них подходят для живописи. Поэтому рекомендуется использовать следующие виды в качестве живописной основы:

  1. Льняной холст обладает самой большой прочностью к воздействию атмосферной влажности, поэтому может долгое время сохранять свое первоначальное состояние и фактурную зернистость. Его изготавливают путем переплетения пряжи желтоватого либо сероватого цвета, полученной из стеблей льна. Самый подходящий вариант  – из пряжи длинного волокна, так как он равномерный по текстуре и толщине переплетения нитей.
  2. Синтетический холст очень крепкий, не подвержен изменениям влажности. Его делают из ниток полиэстера, получаемых путем переработки отходов нефтепрогона. Но, несмотря на пригодные свойства, вопрос об использовании остается спорным: все работы, написанные на нем, слишком молоды и не испытаны временем.
  3. Пеньковый холст по техническим характеристикам приравнивается к льняному. Его изготавливают из серо-белой и с зеленоватым оттенком пряжи, полученной из стеблей конопли. К сожалению, на сегодняшний момент такой вид основы для художественных целей не выпускают.
  4. Комбинированный – самый популярный в художественных кругах вид. Его получают путем смешения в плетении синтетических и натуральных волокон (лен-полиэстер, лен-полиэфир,  лен-лавсан, хлопок-вискоза). Но использование этого вида основы весьма спорно. Из-за разной подверженности волокон к влаге сцепление с грунтом будет различаться, что впоследствии может привести к разрушению слоев краски (преждевременному состариванию). 

Для живописи не рекомендуется использовать следующие виды холста:

  1. Бортовка – самый неподходящий вид, так как он низкопрочен, подвержен деформации. Неравномерности нитей из очеса короткого волокна необходимо использовать специальную зачистку, которая создает напряженные участки в работе. Впоследствии в этих местах появляются трещины, а связующие краски попадаю на оборотную сторону материала.
  2. Хлопчатобумажный холст больше всех остальных поглощает влагу, поэтому подвержен гниению и образованию плесени. Если его натянуть на подрамник, то со временем он начнет провисать.
  3. Джутовый холст обладает сильным блеском, имеет светло-желтый оттенок. По прочности на несколько порядков ниже льняного и пенькового, поэтому очень хрупок.

Советы по выбору холста

Выбирая материал, художник должен учесть не только его внешний вид, но и особенности (свойства) полотна. Обратить внимание необходимо на следующие моменты:

  • На нем не должно быть каких-либо ткацких дефектов – обрывов, узлов, остатков костры. Нитки должны быть ровными как по длине, так и по ширине, а само плетение – равномерное. Такие недочеты будут мешать при подготовке полотна (неравномерная проклейка и грунтовка), в самом процессе творения картины и ее конечном результате.
  • Он должен быть стойким к внешним воздействиям – температурным изменениям, влажному воздуху. Считается, что повышенной стойкостью обладают полотна с частым нитяным переплетением. По этой же причине стоит воздержаться от покупки отбеленных холстов. Связано это с тем, что в процессе отбеливания используются средства, которые сильно снижают прочность полотна.

Очень важным фактором при выборе является манера письма художника, масштаб предполагаемой картины. В этом случае следует нужно учесть зернистость полотна:

  1. Гладкая тонкослойная живопись лучше ляжет на мелкозернистый холст, так как не потребует излишнего наслоения грунтовки. Если размер картины предполагается большой, то даже для тонкослойной живописи потребуется более прочное полотно (среднезернистое), так как под тяжестью краски холст может деформироваться.
  2. Для пастозной живописи с большим наслоением красок и выявленной фактурой потребуется очень плотная и прочная ткань, чтобы потом она смогла выдержать нагрузку и не деформироваться по фактуре мазков. Поэтому лучше всего подойдет крупнозернистый вид.

Если правильно подобрать основу для картины и художественные материалы, то можно не только облегчить себе процесс творения, но и быть уверенным за ее сохранность в будущем. Помимо этого сам холст может стать источником вдохновения для художника: разнообразие фактур поможет в построении оригинальной живописи.

13.04.2015